Сводка событий в XBRL сообществе (от 11.04.2022)

1.jpg

Международный совет по стандартам устойчивого развития опубликовал проекты стандартов отчетности в области устойчивого развития

31 марта 2022 года Международный совет по стандартам устойчивого развития (ISSB) опубликовал предварительные проекты общих (по устойчивому развитию) и специализированных (по климатической повестке) стандартов отчетности.

Важно отметить, что назначение членов ISSB на должности до сих пор продолжается. Таким образом, публикация произошла прежде, чем Совет набрал кворум. Такое решение было принято председателем и заместителем председателя ISSB и получило одобрение со стороны Комитета по надзору за надлежащим соблюдением процессуальных норм (DPOC) Фонда МСФО.

Период общественного обсуждения опубликованных проектов составит 120 дней и продлится до 29 июля 2022 года. В ближайшее время ожидается также выход соответствующей таксономии МСФО по раскрытию информации в сфере устойчивого развития. А финальные версии стандартов ISSB планируется выпустить уже до конца 2022 года.

Руководство ISSB в рамках консультационного процесса видит несколько важных преимуществ. Во-первых, публикация проектов позволит в значительной мере прояснить роль ISSB в контексте того, какую информацию он будет запрашивать для раскрытия. Во-вторых, это даст Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) возможность незамедлительно приступить к анализу опубликованных проектов. IOSCO объединяет 140 юрисдикций, и одобрение организации создаст предпосылку для принятия стандартов ISSB во всем мире. Это особенно актуально на фоне того, что ряд юрисдикций-членов IOSCO в настоящее время разрабатывают свои собственные стандарты отчетности в области устойчивого развития и по итогу смогут учесть в них опыт ISSB.

Помимо этого, 24 марта 2022 года Фонд международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Глобальная инициатива по отчетности (GRI) заключили соглашение о сотрудничестве. В его рамках ISSB и Совет по глобальным стандартам устойчивого развития (GSSB) – органы, ответственные за разработку стандартов в соответствующих организациях – будут стремиться согласовывать свои рабочие программы и инициативы по созданию стандартов, гармонизировать терминологию и рекомендации. Вместе они намерены создать международную отчетность в сфере устойчивого развития, которая будет состоять из двух совместимых компонентов. Первый компонент - стандарты раскрытия информации об устойчивом развитии рынков капитала, ориентированные на инвесторов, (стандарты ISSB), а второй – стандарты GRI, универсальные для широкого круга заинтересованных сторон.

Подробнее читайте здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.

2.jpg

Таксономия бухгалтерского учета МСФО 2022 стала доступна для пользователей

МСФО выпустил свои ежегодные обновления таксономии XBRL для финансовой отчетности за 2022 год. Новая версия доступна для внедрения (в некоторых случаях после предварительного рассмотрения) в многочисленных юрисдикциях, где таксономия используется на добровольной или обязательной основе, включая страны ЕС и США. Важно при этом подчеркнуть, что произошло изменение в названии: с «Таксономия МСФО» на «Таксономия бухгалтерского учета МСФО». Это было сделано в рамках подготовки к выходу отдельных стандартов для раскрытия информации в сфере устойчивого развития и соответствующей таксономии МСФО по устойчивому развитию.

Последняя версия отражает изменения в требованиях к раскрытию информации с учетом изменений в стандартах бухгалтерского учета за последний год, а также обновления спецификаций XBRL. Таксономия бухгалтерского учета МСФО 2022 основана на стандартах бухгалтерского учета МСФО по состоянию на 1 января 2022 года, включая выпущенные, но еще не вступившие в силу.

Читать подробнее здесь.

 3.jpg

Председатель Совета по международным стандартам финансовой отчетности выступил по теме устойчивого развития

Председатель Совета по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) Андреас Барков выступил с программной речью на конференции Международной сети корпоративного управления (ICGN), посвященной международным стандартам устойчивого развития. В ней он рассказал о том, как вопросы климатической повестки и иных направлений устойчивого развития отражены в уже существующих международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). А также пояснил, какой вклад в развитие ESG повестки внесут новые стандарты.

Основанный на стандартах IASB подход требует от компаний учитывать, как климатические риски (или иные возникающие риски) могут повлиять на оценку активов и пассивов. Актуальными примерами являются признание и оценка убытков от обесценения материальных и нематериальных активов; учет и оценка налоговых отчислений, выплат по возмещению экологического ущерба и затрат по обременительным договорам; оценка кредитных договоров, направленных на решение вопросов в сфере изменения климата.

Между тем, существует значительный спрос на более подробное раскрытие информации в сфере устойчивого развития. Существующие стандарты бухгалтерского учета МСФО раскрывают информацию финансового характера, необходимую для оценки рисков и возможностей в сфере устойчивого развития. В противовес им создаваемые стандарты МСФО по устойчивому развитию будут отражать информацию в сфере устойчивого развития, необходимую для оценки стоимости компаний. Совместными усилиями IASB и ISSB помогут инвесторам свести воедино два взаимодополняющих набора данных и получить максимально целостную картинку. Это даст большую прозрачность, повысит качество контроля и эффективность на международных финансовых рынках.

Подробнее читать здесь.

4.jpg

По оценке ЕЦБ, банки раскрывают информацию по климатической повестке в недостаточной мере, хотя в вопросе и прослеживается положительная динамика

Европейский центральный банк (ЕЦБ) подчеркивает необходимость немедленной оценки прогресса, достигнутого европейскими банками в сфере раскрытия информации по климатическим и экологическим рискам. В сравнении с концом 2020 года, когда проводилась предыдущая оценка, безусловно банки стали предоставлять больше существенной информации. Однако ни один банк по-прежнему не предоставляет информацию, в полной мере соответствующую ожиданиям надзорных органов. Существует целый ряд значимых пробелов, а общий уровень прозрачности остается недостаточным. Например, всего 50% европейских банков публикуют ключевые показатели эффективности и рисков.

В ближайшие годы ожидается ужесточение требований к раскрытию информации в данной сфере. В этой связи банкам необходимо безотлагательно привести свою деловую практику в соответствие с требованиями надзорных органов. При этом публиковаться должна осмысленная информация, а не «вода».

В то же время, в отчете ЕЦБ отмечается передовая практика некоторых участников рынка, которая свидетельствует о значительном адаптационном потенциале банковского сектора. Один из банков, стремящийся к углеродной нейтральности к 2050 году, опубликовал ряд промежуточных целей и прогресс по их реализации, а также лежащие в основе методологии и сценарии. Некоторые участники опубликовали информационные панели с показателями проектов из своего кредитного портфеля в иных секторах экономики, находящихся на переходном этапе (электроэнергетика, нефтегазовый сектор, автомобильная промышленность).

Учитывая вышеизложенное, ЕЦБ разослал банкам персонализированные письма, в которых изложены ожидания по улучшению качества предоставляемой отчетной информации, и намерен провести повторную оценку ситуации уже в конце этого года. Важно также отметить, что в 2022 году запланировано проведение нескольких надзорных мероприятий по климатической повестке, включая первое в истории стресс-тестирование климатических рисков. «Параллельно, ЕЦБ планомерно интегрирует климатические и экологические риски в свою постоянную надзорную методологию».

Комментарий XBRL International. В данной сфере выработка политики должна носить более комплексный характер. ESG риски входят в состав многих, если не большинства потерь банка в случае невыполнения заемщиками, формирующими кредитный портфель банка, своих кредитных обязательств. Банкам будет необходимо продолжать делать обоснованные предположения относительно ESG рисков до тех пор, пока корпоративные правила отчетности не станут включать в себя обязательное цифровое, сопоставимое и (в идеале) проверяемое раскрытие информации. В рамках ЕС среди банков, частных инвестиционных компаний и иных пользователей данных отчетов особую озабоченность должна вызывать позиция Парламента и Совета в отношении раскрытия информации крупными частными компаниями. На текущий момент она заключается в том, чтобы отказаться от предложений по включению обязательств применять Единый электронный формат Европы ESEF (Inline XBRL) в отношении данной категории участников рынка. В то же время, именно в этом секторе реализуется большой объем предоставляемых займов и, соответственно, рисков. Банки просто не смогут ретранслировать корпоративные ESG показатели из корпоративной отчетности десятков тысяч частных компаний, которым они предоставляют займы. Затраты (компаний), связанные с раскрытием информации в цифровом формате, будут скромными, а выгоды для кредиторов, инвесторов, регулирующих органов и ответственных за разработку политики органов – огромными.

Подробнее читайте здесь и здесь.

5.jpg

Комиссия по ценным бумагам и биржам США предлагает цифровое раскрытие информации по климатической тематике в формате Inline XBRL

На открытом заседании Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) были озвучены новые правила обязательного раскрытия информации, касающейся вопросов изменения климата. Представление отчетности будет осуществляться в цифровом формате на базе Inline XBRL.

Требование о наличии цифровой маркировки будет распространяться не только на количественные факты, но и на описательные составляющие отчетности. Применение Inline XBRL, в отличие от нечитаемых машинами форматов ASCII и HTML, призвано обеспечить пользователям дополнительные преимущества, т.к. позволит повысить доступность и простоту поиска необходимой информации. Фактически, благодаря системе автоматизированного поиска и встроенных инструментов анализа инвесторам станет доступен более глубокий анализ среди большего числа компаний.

Поскольку использование Inline XBRL уже является обязательным в соответствии с рядом иных требований по раскрытию информации, бремя отчетности для компаний вырастет минимально. В то же время, сбор климатической отчетности в едином формате с финансовой отчетностью упростит проведение комплексного анализа деятельности компании.

Предлагаемые правила в значительной степени основаны на рекомендациях Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (TCFD). От публичных компаний требуется раскрыть в регистрационных документах и периодических отчетах информацию о том, какие риски, связанные с изменением климата, могут оказать влияние на их бизнес, результаты операционной деятельности и финансовое положение. В частности, речь идет об объеме выбросов парниковых газов (подлежит независимой оценке), поскольку данный показатель все чаще используют в качестве индикатора риска ввиду планов правительства по внедрению контроля над выбросами 3-й категории для крупных компаний.[1] Компании также должны будут раскрывать сведения о климатическом риск-менеджменте и планах перехода на более экологичные источники энергии, а также указывать определенные показатели финансовой отчетности, связанные с изменением климата, в примечании к прошедшей аудит финансовой отчетности.

Вокруг предложенных правил ведутся жаркие споры касательно необходимости их введения. Существует мнение, что климатические риски и без того уже являются составляющей частью существующих стандартов SEC. В то же время, отмечается значительный спрос со стороны инвесторов на раскрытие информации о том, что может считаться существенным риском. Более того, многие компании в действительности осуществляют самостоятельный сбор и анализ информации по вопросам, касающихся изменения климата, а также экологическому, социальному и корпоративному управлению (ESG).

Учитывая объективную необходимость для компаний по сбору и раскрытию информации в сфере изменения климата, становится также очевидной необходимость организовать данный процесс максимально эффективно и обеспечить максимально полезный результат на выходе. Цифровая отчетность в формате XBRL дает возможность решить поставленную задачу.

Предложенные правила в настоящее время вынесены на публичное обсуждение. Ожидается, что по итогам их углубленного анализа и с учетом полученных комментариев будет разработана финальная версия правил. Однако уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что данное событие значимо для корпоративной отчетности не только в США, но и за рубежом.

Сегодня происходит все более глубокая интеграция мировых рынков капитала, а повестка изменения климата и ESG приобретают все большую актуальность. Таким образом, перед регулирующими органами и разработчикам стандартов в перспективе встанет новая задача: как обеспечить возможность использования отчетной документации на всех рынках, вне зависимости от того, где был составлен тот или иной отчет.

Трудность задачи с точки зрения ее технологического исполнения заключается в том, что любая информация должна быть одинаково доступна и полезна для пользователей в любой точке мира независимо от различий в подходах к составлению отчетности в различных юрисдикциях. Подробнее читайте здесь и здесь. Заявления членов Комиссии можно найти здесь, здесь, здесь и здесь. Дополнительные материалы по теме доступны здесь и здесь.


[1] Выбросы парниковых газов подразделяются на 3 категории в соответствии с Протоколом о парниковом газе (Greenhouse Gas Protocol). Первая категория (Scope 1) включает в себя прямые выбросы предприятия при производстве. Вторая категория (Scope 2) охватывает косвенные выбросы, возникшие при производстве электроэнергии, пара, тепла и холода, закупаемых подотчетной компанией. Третья категория (Scope 3) включает все другие косвенные выбросы, скрытые в стоимостной цепочке и не связанные напрямую с деятельностью подотчетной организации. Например, связанные с деловыми поездками сотрудников, транспортировкой сырья, доставкой товара и т.п.  

6.jpg

В Европе продолжается внедрение ESEF: подано уже 1300 ESEF отчетов

ESEF – это единый европейский электронный формат финансовой отчетности, базирующийся на Inline XBRL и предназначенный для обеспечения существенности, сопоставимости и простоты машинного анализа информации по всей территории Европы. Сейчас идет 2-й год  обязательной подачи ESEF отчетов (хотя для большинства стран 1-й год в связи со сдвигом срока из-за  пандемии).  Так как при внедрении нововведений всегда возникает много вопросов, на веб-сайте была размещена статья с ответами на некоторые из них. Также отмечается, что число поданных ESEF отчетов уже превысило 1300, и их количество продолжает расти.

Использование цифровых тегов для маркировки информации обещает значительно увеличить полезность собираемой информации. Однако на текущем этапе доступ к данным на территории ЕС осложнен тем, что в различных странах собирать финансовую отчетность уполномочены разные органы (OAM), каждый из которых публикует информацию по-своему. В долгосрочной перспективе в ЕС существует проект, целью которого является создание Единой европейской точки доступа (ESAP) к информации, раскрываемой компаниями в своей отчетности. Пока же на сайте filings.xbrl.org идет процесс создания своей базы данных. Ее целью является организация простого поиска ESEF отчетов и быстрого доступа к ним, возможность ознакомиться с преимуществами использования данного формата отчетности и самостоятельно поэкспериментировать с раскрываемой информацией. Отчеты можно просмотреть онлайн или загрузить на ПК в виде исходных файлов, либо в формате XBRL-JSON с тегами.

В настоящее время в поисковой системе на сайте отображаются далеко не все ESEF отчеты, и добавление новых может занять некоторое время. Различные подходы OAM к публикации информации затрудняют ее поиск и сбор для filings.xbrl.org. Всего в двух странах уполномоченные органы предоставляют свободный доступ к API, что в свою очередь позволяет автоматизировать процесс расстановки поисковых маркеров. В случае этих стран для выявления новых ESEF отчетов и добавления их в каталог на ежедневной основе используется программное обеспечение. Во всех остальных случаях работникам XBRL приходится загружать отчеты через сайт OAM, что требует больше времени. Этот процесс также стараются по возможности автоматизировать, но в некоторых случаях этому препятствует структура веб-сайта, или же сам OAM предпринимает целенаправленные меры по противодействию автоматическому доступу к данным.

Огромным плюсом использования XBRL при подаче цифровой финансовой отчетности является тот факт, что данные становятся машиночитаемыми. Другими словами, они могут быть за доли секунды распознаны, взяты в обработку и проанализированы программным обеспечением. Но поскольку теперь данные все чаще используются не только людьми, но и компьютерными системами, возникает необходимость, чтобы структура порталов, где хранится отчетность, также способствовала развитию в этом направлении.

Опыт XBRL International по созданию filings.xbrl.org показал, что подобные сервисы значительно упрощают и ускоряют доступ к данным. В то же время веб-сайты, предназначенные исключительно для пользователей-людей, являются существенным препятствием на пути к открытому доступу к данным. Для регулирующих органов и OAM, стремящихся стимулировать процесс цифровизации данных, лучшим решением в настоящее время является применение API. Его интеграция в уже существующие системы потребует минимальных усилий.

Ознакомьтесь с filings.xbrl.org Вы можете здесь и здесь.

7.jpg

Председатель Европейской службы по ценным бумагам и рынкам выступила с комментариями по поводу ESAP

«Результатом новой законодательной инициативы по созданию Единой европейской точки доступа (ESAP) должна стать организация публичного бесплатного ресурса, где будет консолидироваться финансовая отчетность и отчетность в сфере устойчивого развития о различных европейских компаниях и инвестиционных продуктах (вне зависимости от того, в какой части ЕС они были зарегистрированы или располагаются в настоящий момент). Инициатива преследует своей целью создание условий для более эффективного использования данной информации инвесторами и иными субъектами рынка», - заявила Верена Росс, председатель Европейской службы по ценным бумагам и рынкам (ESMA). – «С одной стороны, таким образом Европейская Комиссия надеется повысить прозрачность бизнеса и упростить для европейских компаний доступ к источникам финансирования. С другой стороны, это должно позволить сократить время и ресурсы, затрачиваемые инвесторами для поиска необходимой информации и принятия рациональных и обоснованных инвестиционных решений».

ESAP не предусматривает обязательств по предоставлению со стороны участников рынка дополнительной отчетности или внедрения новых форм проверки/аудита данных/информации. Вместо этого идея состоит в том, чтобы собрать информацию, сообщаемую в различные национальные органы и органы ЕС, на одном удобном и простом в использовании веб-портале. Согласно задумке, портал должен включать службы автоматического перевода и инструменты поиска, чтобы обеспечить доступ к информации на всех официальных языках ЕС. Помимо этого, планируется поддерживать API и службы уведомлений, обеспечивающие легкий доступ и мониторинг. Таким образом, будет преодолена существующая на сегодняшний день фрагментация информации, возникающая в силу того, что сбор данных осуществляется различными уполномоченными органами, на различных языках и в различных форматах. Немаловажное значение в данной инициативе играет XBRL, поскольку цифровые теги, используемые для маркировки фактов, могут автоматически переключаться между языками, обеспечивая единообразное значение для пользователей, где бы они ни находились.

В своем выступлении на саммите Европейской ассоциации корпоративных казначеев (EACT) Верена Росс обозначила EASP как «крайне важную законодательную инициативу» по повышению качества, сопоставимости, согласованности и доступности информации. Она подтвердила, что Европейская служба по ценным бумагам и рынкам будет играть центральную роль в разработке ESAP. Данная инициатива наряду с вопросами по повышению качества информации, раскрываемой в сфере устойчивого развития, рассматривается ESMA в контексте стратегических целей по продвижению повестки устойчивого развития и цифровизации на территории ЕС. Реализовать проект предполагается в несколько этапов, первые из которых намечены на начало 2024 и 2026 годов соответственно.

Подробнее читайте здесь.

8.jpg

Комиссия по ценным бумагам и биржам США вводит обязательную отчетность по кибербезопасности в формате XBRL для публичных компаний

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) предложила новые значимые правила отчетности в сфере кибербезопасности для публичных компаний. И хотя многие участники рынка уже осуществляют раскрытие информации по данному направлению, Комиссия стремится удостовериться, что предоставляемая информация является последовательной, сопоставимой и полезной при принятии решений. Ключевую роль для достижения поставленных целей играет требование о предоставлении отчетности в формате Inline XBRL. Это среди прочего обеспечит возможность анализировать полученную информацию в совокупности с широким спектром других данных, направляемых в Комиссию в формате XBRL.

Предложение содержит два ключевых элемента. Во-первых, требование об обязательном постоянном раскрытии информации об управлении компанией, системе управления рисками и стратегии развития компании с учетом рисков в сфере кибербезопасности. Это должно позволить инвесторам проводить более эффективную оценку соответствующих рисков.

Во-вторых, требование о предоставлении обязательных существенных отчетов об инцидентах в сфере кибербезопасности. Данное требование является важным, т.к. может повлиять на решения, принимаемые инвесторами. В предложенной редакции правил прописывается, когда и какая именно информация о подобного рода инцидентах должна раскрываться в текущем отчете (например, в форме 8-К). Помимо этого, потребуется внести изменения в периодическую отчетность с целью предоставления инвесторам более полной информации о ранее раскрытых существенных инцидентах в сфере кибербезопасности.

Предложенные правила будут доступны для публичного комментирования на протяжение 60 дней с момента их публикации на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США или на протяжение 30 дней с момента публикации на сайте Федерального реестра (FR) – в зависимости от того, конец какого события наступит позже.

Дополнительно стоит отметить, что Комиссия недавно опубликовала также предлагаемые правила отчетности в сфере кибербезопасности для зарегистрированных инвестиционных консультантов и фондов. Они тоже предполагают раскрытие информации в формате Inline XBRL и по-прежнему доступны для комментирования.

Подробнее читайте здесь, здесь, здесь и здесь.

Регистрация

This registration is for Members of XBRL International to gain access to the members only content.

     
     
*–обязательное поле