Сводка событий в XBRL сообществе (от 18.05.2023)
Южная Корея переводит финансовую отчетность в формат XBRL
В целях обеспечения согласованности с международными стандартами в области финансовой отчетности, а также повышения уровня информационной прозрачности национального финансового рынка Служба финансового надзора Южной Кореи (Financial Supervisory Service, FSS) расширяет сферу применения формата XBRL при составлении финансовой отчетности.
Начиная с 30 марта 2023 года в Южной Корее для нефинансовых публичных акционерных компаний в силу вступило требование о начале предоставления примечаний к финансовой отчетности в формате XBRL, а также для ряда не листинговых организаций – о раскрытии финансовой отчетности в формате XBRL.
В будущем Служба финансового надзора планирует постепенно внедрять новые обязательные требования о раскрытии информации в формате XBRL, а также намерена организовать систему обучения и поддержки для организаций, впервые сталкивающихся с данными требованиями.
До сих пор в Южной Корее примечания к финансовой отчетности готовились и раскрывались в различных формах, что затрудняло их сравнение и анализ. Более того, тот факт, что раскрытие существенной информации осуществлялось исключительно на корейском языке, сильно осложнял ее анализ для иностранных инвесторов.
Ожидается, что новые требования по раскрытию информации в формате XBRL позволят снизить информационную асимметрию на рынке и уменьшить затраты на финансовый анализ. Одновременно с выходом обновленной периодической отчетности иностранные инвесторы также получат возможность работы с финансовыми отчетами и примечаниями к ним в структурированной форме, что будет способствовать еще большей прозрачности рынка.
Служба финансового надзора стремится таким образом увеличить уровень прозрачности национальной финансовой системы и, как результат, доверия к ней на международном уровне. Это в свою очередь должно помочь решить проблему «Корейских скидок» [1], из-за которой фондовый рынок Южной Кореи был исторически недооценен.
Подробнее читайте здесь или здесь (на корейском языке).
[1] Термин «Корейская скидка» относится к тенденции южнокорейских компаний иметь более низкую оценку, чем глобальные аналоги, из-за таких факторов, как низкие выплаты дивидендов, доминирование непрозрачных конгломератов, известных как чеболь, и геополитические риски, связанные с Северной Кореей.
FCA работает над повышением качества раскрываемой информации в сфере устойчивого развития
Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FCA) в январе 2023 года инициировала публичные обсуждения документа, содержащего обновленные требования к корпоративной отчетности в сфере устойчивого развития и предложение о системе маркировки инвестиционных продуктов. Нововведения призваны повысить уровень доверия к ESG-продуктам [2] и способствовать принятию заинтересованными лицами более обоснованных инвестиционных решений. В ответ со стороны участников рынка были получены позитивные отклики.
По задумке, внедрение требований к отчетности в сфере устойчивого развития и системы маркировки инвестиционных продуктов должно обеспечить качество и сопоставимость информации, раскрываемой потребителям. Это упростит процесс сравнения и оценки различных инвестиционных продуктов. Последнее, в свою очередь, приведет к более осознанным и взвешенным инвестиционным решениям и послужит для компаний стимулом к совершенствованию применяемых ими практик в сфере устойчивого развития. В том числе в Великобритании была предложена трехуровневая система маркировки инвестиционных продуктов:
• «Фокус на устойчивом развитии» (Sustainable Focus) – продукты с данной маркировкой должны содержать не менее 70% процентов активов, которые соответствуют признанным стандартам устойчивого развития;
• «Потенциал устойчивого развития» (Sustainable Improvers) – продукты с данной маркировкой предусматривают инвестиции в активы, уровень соответствия стандартам устойчивого развития которых в будущем будет повышаться;
• «Реальный эффект в сфере устойчивого развития» (Sustainable Impact) – продукты с данной маркировкой должны состоять исключительно из активов, которые оказывают реальный эффект в сфере устойчивого развития уже сейчас.
FCA подчеркивает, что крайне важно обеспечить согласованность своих стандартов с международными инициативами в сфере корпоративной отчетности и закрепить за Великобританией позицию флагмана в сфере устойчивых инвестиций. Поэтому FCA уделяет особое внимание прозрачности информации в сфере устойчивого развития. Одним из способов добиться поставленных целей является требование о формировании отчетности в цифровом машиночитаемом формате. Таким образом, развитие цифровой отчетности и системы тегов (в том числе по направлению ESG) является приоритетным направлением работы Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании в обозримом будущем.
Подробнее читайте здесь и здесь.
[2] ESG-продукты – инвестиционные инструменты, средства от которых направляются на следование принципам и целям устойчивого развития.
Великобритания стремится стать первым мировым центром углеродно-нейтральных финансовых инструментов
Правительство Великобритании опубликовало «Зеленую финансовую стратегию 2023» (Green Finance Strategy 2023, далее - Стратегия), в которой обозначила свое намерение стать первым мировым центром углеродно-нейтральных финансовых инструментов. Стратегия предусматривает обновление отчетности о выбросе парниковых газов, формирование корпоративных, переходных планов с целью достижения углеродной нейтральности (net-zero transition plans) и раскрытие соответствующей информации, а также внедрение международных стандартов устойчивого развития, разрабатываемых Международным советом по стандартам устойчивого развития (ISSB) [3].
Ключевой посыл Стратегии – это обещание, что правительство Великобритании выполнит взятые на себя обязательства в рамках документа «Зеленые финансы: дорожная карта устойчивого развития» (Greening Finances: A Roadmap to Sustainable Investing) и обеспечит для инвесторов доступ к информации, которая необходима для принятия взвешенных инвестиционных решений по ESG-продуктам.
На практике это означает, что Великобритания намерена инициировать публичные обсуждения в рамках внедрения обязательного требования о предоставлении корпоративной отчетности о выполнении переходных планов. Основное внимание будет уделено крупным компаниям в отраслях с высоким уровнем выброса парниковых газов. Целевая группа по переходным планам (Transition Plan Task Force, TPT) работает над руководствами по раскрытию информации, типовыми шаблонами отчетности и контрольными показателями с середины 2022 года. Ожидается, что публичные обсуждения будут инициированы уже в декабре 2023 года.
Еще одно ключевое направление деятельности – объявление требования о раскрытии информации, касающейся выбросов парниковых газов (GHG) третий категории (Scope 3) [4], чтобы выяснить достоинства и недостатки отчетности и уровень доступности соответствующей информации в целом. Одновременно Стратегия предусматривает обновление Руководств по экологической отчетности (Environmental Reporting Guidelines) в части предоставления дополнительных рекомендаций по формированию добровольной отчетности о выбросах третьей категории.
В Стратегии отмечается оказываемая в вопросах устойчивого развития поддержка со стороны ISSB и содержится обязательство подготовить летом 2023 года основу для внедрения стандартов ISSB (стандарты S1 и S2 ) [5] в Великобритании.
Последним, но не менее значимым новшеством Стратегии является таксономия «зеленых» финансов, в которой дается определение «зеленых» инвестиций. В частности, ядерная энергетика уже получила статус экологически чистой, в то время как другие виды деятельности по-прежнему находятся в стадии рассмотрения, а сама таксономия – все еще дорабатывается.
Растущий интерес правительства Великобритании к механизмам отчетности в области устойчивого развития в различных сферах направлен на стимулирование позитивных изменений в финансовом секторе, которые достигаются посредством повышения уровня информационной прозрачности, эффективности и надежности.
Ознакомиться со Стратегией можно здесь.
[4] Выбросы парниковых газов подразделяются на 3 категории в соответствии с Протоколом о парниковом газе (Greenhouse Gas Protocol). Первая категория (Scope 1) включает в себя прямые выбросы предприятия при производстве. Вторая категория (Scope 2) охватывает косвенные выбросы, возникшие при производстве электроэнергии, пара, тепла и холода, закупаемых подотчетной компанией. Третья категория (Scope 3) включает все другие косвенные выбросы, скрытые в стоимостной цепочке и не связанные напрямую с деятельностью подотчетной организации. Например, связанные с деловыми поездками сотрудников, транспортировкой сырья, доставкой товара и т.п.
[5] Стандарт МСФО S1 – стандарт отчетности по устойчивому развитию, стандарт МСФО S2 – стандарт отчетности по климатической повестке.
ESMA опубликовала отчет об итогах своей деятельности за 2022 год
Европейская служба надзора за ценными бумагами и рынками (ESMA) опубликовала отчет, в котором раскрыла итоги сбора корпоративной отчетности и регуляторной деятельности за 2022 год (2022 Corporate Reporting Enforcement and Regulatory Activities Report).
Отчет содержит информацию по трем ключевым направлениям:
• итоги проверки финансовой и нефинансовой корпоративной отчетности;
• альтернативные показатели эффективности (Alternative Performance Measures, APMs);
• требования к отчетности в формате ESEF.
Согласно отчету из 4090 составителей отчетности 2423 (56%) были проверены на предмет соответствия высокоуровневым требованиям директивы ЕС о едином европейском электронном формате (ESEF). Из них 252 составителя отчетности (10%) получили предписание о внесении корректировок в предоставленный годовой финансовый отчет.
Оценивая итоги сбора отчетности за 2022 год, ESMA подчеркивает необходимость дальнейшего повышения качества отчетов в формате ESEF. Но вместе с тем отмечает, что составители отчетности постепенно адаптируются к работе в новом формате и предоставляют данные лучшего качества. Нарабатываемый практический опыт и своевременная обратная связь должны способствовать дальнейшему повышению качества раскрываемой информации в будущих отчетных периодах. Таким образом финансовый рынок постепенно будет наполняться все более достоверной и надежной информацией, доступной для инвесторов и других заинтересованных лиц.
В 2023 году ESMA намерена сосредоточиться на обеспечении прозрачности информации по темам, выделенным в Публичном заявлении об общих европейских приоритетах в ежегодной корпоративной отчетности за 2022 год (European common enforcement priorities for 2022 annual financial reports). Это в том числе использование блочных тегов, впервые предусмотренное к использованию при составлении отчетности в формате ESEF за 2022 год (согласно обновленному руководству).
Подробнее читайте здесь.
Вебинар от FASB по вопросам цифровой отчетности
В апреле 2023 года состоялся вебинар по вопросам цифровой отчетности, инициированный Советом по стандартам финансового учета США (FASB). В качестве спикеров на нем выступили председатель FASB Ричард Джонс и председатель XBRL International Уэс Брикер, обсудив такие темы, как качество данных, обеспечение эффективности формата XBRL и влияние искусственного интеллекта (ИИ) на работу бухгалтеров и информационный потенциал цифровой отчетности.
Уэс Брикер отметил, что сфера применения стандарта XBRL, в особенности Inline XBRL, стремительно расширяется. Формат активно используется в целях формирования регуляторной среды по широкому спектру направлений. Господин Брикнер объяснил это тем, что формат XBRL позволяет предоставлять отчетность как в человекочитаемом, так и в машиночитаемом виде. В качестве подтверждения своих слов он отметил, что только за 2022 год со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) поступило более двенадцати предложений, касающихся структурированных данных. Формат XBRL также предусмотрен к использованию в рамках нового Закона о прозрачности финансовых данных (Financial Data Transparency Act of 2022) [6], который призван усовершенствовать процесс обмена данными и повысить качество самих данных о муниципальных облигациях [7].
В повестке также присутствовала тема сопоставимости и функциональной совместимости таксономий, разрабатываемых в различных юрисдикциях в рамках одного и того же регуляторного направления, например, таксономий по формированию отчетности в сфере устойчивого развития.
Зарегистрироваться и просмотреть запись вебинара можно здесь.
[6] Закон вступил в силу 23 декабря 2023 года. Он предусматривает внедрение единых стандартов, в соответствии с которыми должна быть приведена отчетность, представляемая эмитентами и должниками по муниципальным ценным бумагам в Службу электронного муниципального доступа к рынку (EMMA) (веб-сайт, созданный для предоставления общественности информации о муниципальных облигациях, ценах на облигации и рыночных тенденциях).
[7] Муниципальная облигация — это долговая ценная бумага, выпущенная государством, муниципалитетом или округом для финансирования капитальных затрат, включая строительство шоссе, мостов или школ. Их можно рассматривать как ссуды, которые инвесторы предоставляют местным органам власти.